9. Описание табличных форм листов «План», «План-К», «План-П»

Листы «План» (Модель Альт-Инвест) и листы «План-К» и «План-П» (Модель компания+проект) содержат одинаковый набор таблиц и предназначены для планирования доходов, затрат, инвестиций и финансирования по компании или проекту.

Приставка к названию таблицы «К:» означает принадлежность к плану по компании. Приставка к названию таблицы «П:» означает принадлежность к плану по проекту.

9.1. Таблица «Продажи»

Данная таблица предназначена для планирования выручки проекта или компании. Работа с таблицей начинается с нажатия кнопки «Изменить». Появившееся диалоговое окно позволяет добавлять статьи доходов (виды продуктов, работ, услуг в любой необходимой детализации), менять валюту ранее добавленных статей, а также удалять ранее добавленные позиции.

Таблица Продажи

При нажатии на кнопку «Добавить…» пользователь может:

  • задавать валюту каждой позиции доходов;
  • управлять видом ввода исходных данных по доходам: сразу в денежном выражении либо с детализацией на натуральные единицы (объемы реализации) и цены;
  • добавлять или отключать дополнительную строку для ввода процента загрузки (продаж);
  • включать массовое добавление сразу нескольких позиций доходов.

Таблица Продажи

Наименования позиций доходов, а также единиц измерения объемов могут быть заданы или изменены непосредственно в таблице «Продажи». Валюта позиций продаж может быть задана только в диалоговом окне добавления статей доходов.

После добавления нужного количества позиций доходов следует закрыть диалоговое окно и перейти к заполнению непосредственно таблицы «Продажи».

В случае, если проект будет в дальнейшем входить в состав портфеля, пользователю необходимо в качестве отдельного продукта выделить доходы от продаж внутри группы проектов, входящих в портфель (внутренний оборот).

При планировании доходов сразу в денежном выражении (без детализации на объемы продаж и цены) пользователю необходимо ввести:

  • выручку без учета НДС за шаг планирования в ценах на момент составления модели (без индексации);
  • коэффициент продаж периода, отражающий график выхода на заданную величину выручки (если указанная опция выбрана при добавлении статьи дохода).

Планирование с учетом коэффициента загрузки (продаж):

  • Плановая величина выручки вводится в столбце В по строке «объем продаж за период, без учета инфляции». Как правило, это целевой показатель выручки за шаг планирования модели. При сезонном бизнесе и планировании по месяцам или кварталам объем продаж может отражать годовую выручку, которая будет распределяться по месяцам или кварталам коэффициентами загрузки, отражающими в данном случае сезонность.
  • Выручка вводится всегда без учета всех налогов (без НДС).
  • При расчете с учетом инфляции целевая выручка задается в ценах сегодняшнего дня, так как она является базой для начисления инфляционной составляющей.
  • Коэффициент продаж периода вводится по соответствующей строке. По умолчанию программа выставляет 100% начиная с периода, следующего за окончанием инвестиционной стадии, длительность которой задана пользователем на листе «Параметры» в таблице «Дата начала и длительность». Однако данное предположение должно быть обязательно проверено пользователем и при необходимости скорректировано. В частности, при завершении инвестиционной стадии продажи могут пойти не сразу со следующего периода, а позже, либо потребуется время для выхода на максимальные целевые продажи. В этом случае пользователю необходимо поставить коэффициенты продаж менее 100%.
  • При планировании по месяцам или кварталам и вводе в объем продаж годовой выручки коэффициенты продаж должны суммарно по году составлять 100% (при выходе проекта на целевые показатели развития).

Планирование без коэффициента загрузки:

  • Плановая величина выручки вводится по периодам планирования в ценах без учета индексации.

При расчете с учетом инфляции (опция на листе «Параметры» в таблице «Валюты, учет инфляции») выручка дополнительно индексируется на темп изменения цен. По умолчанию темп изменения цен равен значению, указанному пользователем на листе «Макро» в таблице «Курсы, инфляция» по строке «Продажи» для основной валюты и по строке «Предполагаемый темп годового роста цен» для второй, третьей, четвертой и пятой валют. При необходимости пользователь может изменить темп роста цен для данной позиции доходов: для этого нужно раскрыть детализацию расчетов, нажав на значок + слева от строк, и по строке с заливкой «темп изменения цен» ввести индивидуальные темпы роста цен для данной позиции доходов.

Индексация цен происходит в каждом периоде планирования или 1 раз в год в начале года – в зависимости от выбранного пользователем метода на листе «Параметры» в таблице «Валюты, учет инфляции». Однако для каждой статьи доходов при необходимости можно задать свой вариант индексации. Для этого следует раскрыть детализацию расчетов, нажав на значок +, и в столбце В строки «индексировать в начале года» поставить 1 или 0.

Таблица Продажи

Отличие планирования продаж через объемы продаж в натуральном выражении и цены состоит только в том, что вместо одного показателя – плановая выручка – нужно ввести два параметра: объемы продаж и цена.

Объемы продаж в натуральном выражении за период планирования вводятся в столбце В по строке «объем продаж за период». При расчете объемов продаж каждого периода учитывается коэффициент продаж, вводимый пользователем по соответствующей строке. Также продажи в натуральном выражении могут быть введены непосредственно по периодам планирования, без учета коэффициентов продаж целевого объема в столбце В.

Цена за единицу вводится в столбце В по соответствующей строке. При этом цена указывается без учета НДС. Введенная в столбце В цена при расчете с учетом инфляции индексируется на темп изменения цен.

Выручка от реализации рассчитывается как произведение объемов продаж каждого периода на цену этого периода.

При необходимости пользователь может задавать индивидуальные ставки НДС для данной статьи доходов, индивидуальные темпы изменений цен и ставки акцизов, а также управлять индексацией – раз в год или в каждом периоде планирования (по соответствующим строкам с голубой заливкой, в детализации расчетов под значком +).

В таблице «Продажи» помимо выручки планируются такие элементы оборотного капитала, как дебиторская задолженность покупателей и авансы, полученные от покупателей.

Периоды оборота по дебиторской задолженности покупателей и авансам полученным автоматически переносятся из данных таблицы «Оборотный капитал», которая расположена на листе «План» («План-К», «План-П») ниже.

При вводе стартового баланса на листе «Старт» («Старт-К», «Старт-П») программа автоматически рассчитывает периоды оборота, позволяющие выровнять оборотный капитал стартового баланса и первого прогнозного периода (для избежания резких скачков в денежных средствах).

При необходимости пользователь может для каждой позиции доходов задать свои условия расчетов с покупателями, поставив различные периоды оборота. Кроме того, пользователь может вместо расчета по формулам через периоды оборота ввести значения дебиторской задолженности и авансов в денежном выражении в каждом периоде планирования. Такой вариант подходит в том случае, когда периоды оборота по расчетам с покупателями превышают длительность шага планирования.

Пример

При планировании по месяцам отсрочка платежа покупателей составляет 60 дней. Ежемесячная плановая выручка 1 000 тыс. руб. В первом месяце пользователю по строке «дебиторская задолженность» следует поставить 1 000 тыс. руб. – всю выручку текущего месяца. Во втором месяце дебиторская задолженность составит 2 000 тыс. руб. – выручка первого месяца плюс выручка второго месяца. В третьем месяце и далее дебиторская задолженность составит 2 000 тыс. руб. - выручка текущего и предыдущего месяцев, так как выручка двумя месяцами ранее в текущем периоде уже придет.

Такое планирование дебиторской задолженности позволяет корректно построить денежный поток проекта: начисленная выручка будет уменьшаться на величину прироста дебиторской задолженности, отражая тем самым реальные денежные средства модели, с учетом отсрочек платежа.

Планирование в данном случае через период оборота 60 дней для проекта неприемлемо, так как при этом сразу в первом месяце будет рассчитана дебиторская задолженность за 2 месяца, то есть 2 000 тыс. руб., а это не так – задолженность должна постепенно нарастать от периода к периоду.

Таблица Продажи

Пример

Величина выручки, сформированной пользователем за период, составляет 1 000 тыс. руб. При этом им создана дебиторская задолженность (через период оборота или вводом сумм в денежном выражении) в размере 100 тыс. руб.

В таблице «Отчет о прибылях и убытках» листа «Отчеты» будет отражена выручка в размере 1 000 тыс. руб.

В таблице «Отчет о движении денежных средств» листа «Отчеты» приток денежных средств от покупателей составит 900 тыс. руб. (так как 100 тыс. руб. не оплачено и осталось как дебиторская задолженность).